Большая разница между дисциплиной и наказанием.

    Одни родители боятся дисциплинировать детей. Другие считают, что дисциплина – это способ родителей навязать свою волю ребёнку, независимо от того, чего хочет он. Оба подхода неправильны.

    Сама суть дисциплины и наказания состоит в том, чтобы научить детей. Это процесс обучения. Вы можете быть хорошими родителями, и иметь чёткое представление о дисциплине и наказании, не боясь, что дети вас возненавидят, или что вы сломаете им жизнь.

      Преступление и наказание.

   Дисциплина связана с определением основных правил и рамок поведения, так что ребёнок должен следовать и подчиняться этим правилам. Это звучит достаточно просто. Единственная проблема – ваши дети из собственных соображений не всегда захотят выполнять эти правила и оставаться в этих рамках. Они живут по своей программе, которая иногда несовместима с вашей.

   Хотя это сложно, нужно держаться и не поддаваться на хныканье, плач или выразительные полные слёз глаза вашего ребёнка. Если дети плачут только из-за того, что вы не позволили им прыгать на диване, это нормально. Они плачут, потому что сердятся, а не потому что им физически плохо. Вы должны отличать эти два вида плача.

Когда дети плачут от злости, можно сделать следующее:

  • Принять это как есть.

Не раздражайтесь и не говорите: «Перестань, или ты у меня долго будешь плакать». Если ваши дети сердятся, это не значит, что вы тоже должны злиться – в этой ситуации достаточно одного недовольного. Злость – естественная эмоция. Смиритесь с этим.

  • Попробовать успокоить ребёнка.

Объясните ребёнку, почему вы не хотите, чтобы он что-то делал – хотя это не всегда срабатывает, если ребёнок раздражён. Попробуйте просто обнять и поцеловать ребёнка. Вы ведь не перестали любить его только потому, что он злится. Если в ответ на вашу ласку ребёнок не только не успокаивается, но и начинает плакать ещё громче, оставьте его на некоторое время одного. Потом вернитесь, как ни в чём не бывало, и скажите, что любите его.

  • Игнорировать плач, или «отключиться».

Некоторые дети будут реветь ещё громче и дольше, если знают, что вы их слышите, или что их плач вас беспокоит. В этом случае вы можете либо отправить ребёнка в комнату, чтобы он вернулся, когда уже успокоится, либо уйти самому. Скажите, что вернётесь через некоторое время, когда он перестанет плакать.

  • Отвлечь ребёнка.

Этот способ особенно подходит для маленьких детей, которых отвлечь очень легко. Если ребёнок плачет, поведите его погулять, или дайте ему игрушку. Иногда слёзы перестают течь мгновенно, будто перекрыли кран, - и через секунду малыш уже счастлив.

Пожалуйста, не говорите этого…

    Вы отругали ребёнка за то, что он прыгал на диване. Он расстроен, может быть, злится и плачет. Пожалуйста, не говорите: «Ты у меня сейчас доплачешься…Будешь реветь, ещё получишь…» Неужели вы не понимаете? У него уже есть причина для плача – он рассержен. Бить его за то, что он плачет бесполезно. Это никогда не помогало, и не поможет. Пусть ребёнок поплачет, это нормально.

Цель наказания.

Наказание нужно рассматривать как позитивное действие. Нельзя предугадать все возможные варианты развития событий, поэтому помните о таких моментах:

  • Чему научит детей это наказание?

Если вы привыкли наказывать детей одинаково за один и тот же проступок, наказание может потерять свою эффективность и обучающее значение. Измените наказание.

  • Ваши дети должны всегда знать причину наказания.

Если вы отсылаете детей в их комнату и не говорите, почему, вы теряете шанс научить их чему-либо, и наказание не даст никаких результатов.

  • Не наказывайте детей, когда сердитесь.

Хорошие решения никогда не принимаются в спешке, или в гневе. Скорее всего, придуманное вами наказание будет больше похоже на месть, и не даст никакого урока детям. Установите наказание после того, как немного успокоитесь и подумаете, что именно нужно сделать.

  • Дайте детям шанс исправить ошибку.

Всем нужно давать возможность исправить то, что было сделано неправильно. Ваша цель – решить проблему, а не давить на детей при каждом удобном случае. Наказание должно быть последней соломинкой.

  • Прощайте и забывайте.

Не держите зла на своих детей. После того как вам пришлось их наказать, скажите, что всё равно любите их, и забудьте про случившееся.

Типы наказаний.

    Итак, это случилось. Вы хотите наказать ребёнка, так как он сделал нечто ужасное. Ниже описаны некоторые варианты наказаний. Изменяйте наказание, чтобы один его вид не стал привычным и не потерял своей эффективности. Родители должны подходить к этой проблеме творчески.

Поставить в угол.

    Это наказание не обязательно воспринимать буквально. Здесь имеется в виду, что вы физически выдёргиваете ребёнка из ситуации, и садите (а не ставите) его где-то одного на определённый промежуток времени. Идея в том, что если ребёнок дерётся, кричит или просто психует из-за того, что не вышло так, как он хотел, время в одиночестве поможет ему снова обрести самообладание.

    Как и в большинстве случаев, когда речь идёт о детях, вы должны приспособить это наказание для конкретного ребёнка и конкретной ситуации. Кроме того нужно учесть два момента:

- Место. Если вы хотите наказать ребёнка, не отсылайте его туда, где ему нравится находиться.

- Время. Не используйте строгих ограничений срока наказания. Наказывая ребёнка, оставьте себе путь к отступлению: «Будешь стоять в углу пять минут. Если ты к этому времени успокоишься, я тебя отпущу. Если нет – будешь стоять ещё пять минут».

    В отличие от запретов на игры или ремня, наказание «стоянием в углу» предполагает определённое содействие со стороны ребёнка. И если ребёнок отказывается стоять в углу, то содействия между ним и родителями нет. Это плохо. Ребёнок избегающий этого наказания, или остающийся в комнате только под замком, вряд ли вынесет какой-то полезный урок, потому что для получения эффекта от этого наказания очень важно нормально установить все правила с самого начала.

    Представьте маму, которая борется со своим пятилетним сыном. Назовём его Сашей. Мама говорит Саше, что если он снова укусит сестру, то будет стоять в углу. В общем-то понятно, что сестра будет укушена снова, и виноват будет Саша. Мама отводит Сашу в угол и поворачивается чтобы уйти, но Саша тут же порывается сбежать. Что должна делать мама? Она может отругать сына, но это вряд ли сработает. Сашиной маме остаётся не самый приятный вариант. Если она хочет, чтобы сын поверил в серьёзность её намерения, она должна будет проявить больше настойчивости, чем раньше, и отводить его в угол всякий раз, как он попытается сбежать. Или же ей придётся физически удерживать его в углу, пока он не останется там самостоятельно.

    Если поставить ребёнка в угол так тяжело, зачем это вообще делать? По двум причинам: во-первых, когда дети поймут, что родители делают это со всей серьёзностью, такое наказание становится удобной высокоэффективной дисциплинарной санкцией, которую можно применять неоднократно. Во-вторых, это ясно даёт детям понять, кто главный. Некоторые дети убеждены, что они главнее, чем их родители. Но если родители настоят на своём, то дети должны будут признать власть родителей.

Отобрать привилегии.

    Наказание даёт самые лучшие результаты, если оно служит обучающим средством, которое можно применять снова и снова. Например, лишение определённой привилегии – скажем, никаких фильмов целую неделю, - это мера, которая влияет на ребёнка каждый день недели. В отличие от порки или стояния в углу, которые заканчиваются и забываются довольно быстро, лишившись чего-то ценного, ребёнок скорее запомнит урок.

Помните: лишение привилегий не действует на детей, которые слишком малы, чтобы запомнить или понять, что они сделали что-то не так.

Дать выучить урок.

    В принципе дети – отнюдь не злые существа с другой планеты, которые посланы, чтобы испортить вашу жизнь. Поэтому, если ваши дети ведут себя неправильно, например, нарушают правила поведения в доме, помните, что обычно это делается не нарочно. Многие дети плохо себя ведут, потому что не знают, что будет, если они это сделают, или не знают, что так вести себя нельзя. Но так как дети действительно хотят вести себя правильно, обучение может быть очень хорошим средством для исправления.

    Например, если вы застали ребёнка за какой-нибудь пакостью, например затаптыванием цветочных клумб, попробуйте превратить наказание в шанс научить ребёнка чему-нибудь. Предложите ребёнку нарисовать цветы и их корни. Уделите время, чтобы посмотреть на цветы и другие растения вместе с ребёнком, поговорите о том, как растут у них корни. Чем больше ребёнок узнает о последствиях своего поступка, тем меньше шансов, что он снова захочет его повторить.

Помните: такой вид наказания неприменим к детям младше трёх лет. Они ещё очень малы, чтобы понять связь между тем, что вы читаете в книге, и тем, что они сделали.

Отшлёпать.

    Довольно много людей до сих пор верят, что ремень- это приемлемая форма наказания. Их доводы: «Меня пороли, и я был послушным ребёнком». Лично я не верю, что бить кого-то – это хорошее времяпрепровождение, или самый лучший способ дать какой-то урок.

    Порка – это быстрый и простой способ решить ваши собственные затруднения, когда вы не можете справиться с ситуацией, ведь так? В конце концов, отшлёпать болтливого ребёнка очень просто. И намного больше времени нужно, чтобы терпеливо ответить на все вопросы, что, конечно, даст лучшие результаты.

    Итак, наказание – это не забава. Если вам нравится наказывать детей, вам нужна серьёзная психиатрическая помощь. Единственный способ избежать необходимости наказывать ребёнка – это рассматривать наказание как последнее возможное средство. Подумайте, как можно решить проблему, не прибегая к наказанию.

  • Устраните соблазны.

Если вы потратили время на то, чтобы спрятать фарфор в шкаф, поставьте на нём замок от детей. Убедитесь, что вещи, к которым вы не хотите допускать детей, находятся вне пределов их досягаемости.

  • Определите, что для вас действительно важно.

Вы хорошо продумали правило, прежде чем его вводить? Мешает ли вам на самом деле то, что ребёнок сбрасывает подушки с мебели на пол, и играет с ними? Насколько важно, чтобы подушки оставались на месте? Например, в нашем доме подушки с кресел – это материал для строительства замков.

  • Привлекайте детей к решению проблемы.

Если дочка постоянно бросает на пол вещи, которые не хочет одевать, вместо того чтобы складывать их на место, попросите её помочь вам в решении этой проблемы. Может быть, она предложит поменять ящик на более низкий, чтобы ей было удобнее доставать одежду и прятать её назад. А может быть, нужно пересмотреть вместе с девочкой всю одежду, и выбросить ту, что она уже не носит.

  • Соблюдайте спокойствие, и не кричите.

Дети, скорее всего, не станут вас слушать, если вы начнёте кричать. Даже если ребёнок кричит на вас, не поддавайтесь искушению ответить ему тем же. Соберите всё своё терпение, и говорите тихо, спокойно и мягко. При этом ребёнок не только успокоится, но и увидит, что оставаться спокойным – это лучший способ общения.

  • Объясните, что и почему вы делаете.

Знание – сила. Ребёнок должен понять, почему вы поступаете так или иначе, или почему чего-то делать нельзя. Всегда объясняйте причину, разрешая или запрещая что-либо.

  • Попросите ребёнка начать сначала.

Если ребёнок грубит вам, попросите его начать с начала. Возможно, для этого ему придётся покинуть комнату, и вернуться через некоторое время. Но на этот раз предложите ребёнку подумать, что он хочет вам сказать, и как ему следует это сделать.