В последнее время в семьях прослеживается тенденция к усилению жестокого обращения с детьми.

Термин жестокое обращение с детьми подразумевает любое действие или поступок со стороны родителей или других взрослых (преднамеренное или непреднамеренное), которые ведут за собой риск нанесения детям серьёзной физической или психической травмы.

Зачастую жестокое обращение с детьми носит скрытый характер и выявляется только в крайних случаях, при расследовании преступлений, повлекших тяжкий вред здоровью ребёнка.

Помимо непосредственного вреда для физического и душевного здоровья, перенесенное насилие со стороны близких больше всего влияет на то, как ребёнок в дальнейшем будет выстраивать отношения с окружающими людьми, и прежде всего – со своими детьми.

Традиционно различают четыре общих категории жестокого обращения с детьми: 1) пренебрежение потребностями ребёнка; 2)психологическое насилие; 3) физическое насилие; 4) сексуальное насилие. В свою очередь каждая из этих категорий включает в себя ряд поведенческих проявлений.

Пренебрежение потребностями ребёнка.

Пренебрежение потребностями ребёнка – это когда родители или замещающие их лица не обеспечивают ребёнка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью малыша. Пренебрежение включает ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье.

Нехватка внимания и заботы зачастую приводит к задержке физического и психического развития, которые, как правило, обнаруживаются в момент поступления ребёнка в школу. Часто при начале обучения впервые определяются задержки в интеллектуальном развитии, вызванные преимущественно социально-педагогической запущенностью. У ребёнка возникают трудности в усвоении учебного материала, он физически ослаблен и часто пропускает занятия по болезни, плохое поведение (трудности самоконтроля, двигательная расторможенность, повышенная утомляемость).

Оказание помощи таким детям необходимо начинать на ранних возрастных этапах с формирования у ребёнка доверия к окружающему, формирования мотивации к продуктивной деятельности, коррекции интеллектуального развития.

Психологическое насилие над ребёнком.

Эмоциональное или психологическое насилие включает в себя постоянное отвержение, унижение, превращение ребёнка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нём. Сюда же относятся такие действия, как запирание ребёнка в тёмной комнате, угрозы и запугивания. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, часто имеют низкую или неустойчивую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности.

Под психологическим или эмоциональным насилием понимается неспособность родителя или другого лица, заботящегося о ребёнке, обеспечить подходящую для ребёнка доброжелательную атмосферу; оно включает действия, оказывающие неблагоприятное влияние на эмоциональное здоровье и развитие ребёнка: ограничение его активности, оскорбления, осмеяния, угрозы и запугивания, дискриминацию, неприятие и другие не физические формы враждебного общения.

Психологическое насилие в семье часто обусловлено представлением родителей о себе как о плохом родителе, оно во многом может быть связано с завышенными нереалистичными ожиданиями по отношению к ребёнку, склонностью воспринимать социальную успешность ребёнка как оценку своей родительской компетентности.

Некоторые жизненные ситуации таким образом изменяют отношения в семье, что в процессе этих изменений поведение родителей приобретает характер психологического насилия с соответствующими последствиями для ребёнка. К таким ситуациям можно отнести развод родителей. В ситуации развода больше всего страдают маленькие дети, которые нередко становятся жертвой родительской борьбы за право на ребёнка после развода. «Перетягивание» ребёнка на свою сторону, взаимные обвинения, эгоистическое манипулирование ребёнком для достижения своих целей приводят к следующим изменениям в психике ребёнка: невротические расстройства, появление страхов, беспокойство, чувство вины, избегающее поведение и др.

Физическое насилие по отношению к детям.

Физическое насилие – нанесение ребёнку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний. Эти действия могут осуществляться в виде избиений, истязаний, сотрясения, ударов, пощёчин, таскания за уши, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, виде укусов. Физическое насилие включает в себя вовлечение ребёнка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приёму отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание.

Для минимизации психологических последствий пережитого насилия недостаточно того, чтобы ребёнка перестали бить, важно оказывать ему длительную психологическую помощь. Можно выделить несколько существенных составляющих такой работы:

Преодоление недоверия: дети часто неохотно вступают в контакт, они могут как искать помощи у взрослого, так и замыкаться в себе, боясь причинить неприятности другим членам семьи.

Отреагирование чувств: чтобы ребёнок не остался один на один с негативными переживаниями (боль, обида, страх, гнев, вина) и мог освободиться от них, он должен иметь возможность рассказать о ситуации насилия. Маленькие дети, не обладающие способностью вербализации переживания, имеют возможность выразить отрицательные эмоции в игре, при рисовании, лепке.

Сексуальное насилие в отношении детей.

Сексуальное насилие – это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие. Сексуальное насилие включает внутрисемейные и несемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (например, обнажённые, оральные, анальные и генитальные контакты, детскую порнографию, демонстрацию непристойных действий, сексуальные ритуалы).

При сексуальном насилии кризисная реакция протекает крайне остро. В картине переживаний доминируют состояния эмоциональной прострации: растерянность, паника, отчаяние, страх. Важной составляющей кризисной реакции является переживание жертвой насилия чувства вины. Оно усиливается в ситуациях, когда ребёнок не может или не решается рассказать о случившемся. Реакции родителей нередко бывают не менее выраженными, чем у детей. В психологической практике выработано несколько правил для родителей и воспитателей, чей ребёнок подвергся сексуальному нападению:

·   Сохраняйте спокойствие. От вашей реакции во многом зависит, как ребёнок воспримет и переживет инцидент.

·        Внимательно отнеситесь к словам ребёнка, не отбрасывайте их как нечто невероятное. Даже если эти факты не имели места, очень важно понять истоки его фантазии.

·        Поговорите с ребёнком. Но не вымогайте исповедь насильно. Внимательно вслушивайтесь, что ребёнок сам говорит добровольно.

·    Успокойте ребёнка. Дайте ему понять, что вы любите его и ни в чём не обвиняете, избавьте его от чувства стыда и вины.

·        Подбодрите ребёнка. Не заставляйте его делать ничего, к чему он не готов, и помогите ему возобновить его привычную деятельность.

·        Обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой, медицинской.

Инцесты – сексуальные отношения между людьми, состоящими в близком родстве. При этом под родством понимают не только кровные отношения, но и семейные (отчим, мачеха, опекун). Для большинства инцестных отношений не требуется применения физической силы, они формируются на основе авторитета взрослого и его умения манипулировать отношениями ребёнка с членами семьи. В большинстве случаев инцестных отношений встречается явное или скрытое запугивание, обман, злоупотребление привязанностью ребёнка к взрослым.

В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие содержит компонент эмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребёнком как унижение.