Сегодня редкий дом, не говоря уже об офисах и детских учреждениях, обходятся без комнатных растений. Мотивируют это по-разному: кто соображение пользы, кто – требованиями эстетики. Чем же объясняется стремление современного человека к комнатному цветоводству?
    Да тем, что комнатные растения декоративны, красиво цветут, интересна форма их листьев, стеблей. Они радуют глаз. У нас возникает чувство радости при взгляде на растения у окна потому, что для нас, жителей коробок, это ниточка, связывающая нас с природой. В каждом городском человеке живет тоска по зеленому лесу, зеленому лугу. С помощью зеленых растений человек стремиться удовлетворить свою тоску по общению с природой. Это и есть главная причина, по которой люди заводят дома цветы. Комнатные цветы, как любые зеленые растения, живущие за счет фотосинтеза, выделяют кислород, и это благотворно сказывается на микроклимате помещений.
    Но есть мнение, что ночью, в те6мноте, обилие цветов в комнате способно «задушить « человека. Будто бы цветы, когда их много, «воруют» кислород в помещении и насыщают его углекислым газом. Верно, что растения, как и человек, дышат кислородом. Но то количество кислорода, которое потребляет растение, не соизмеримо с тем количеством кислорода, которое оно выделяет в процессе фотосинтеза. И оно не сопоставимо с тем количеством кислорода, которое потребляет при дыхании человек. Количество углекислого газа, выделяемого одним человеком, равно количеству углекислого газа, которое выделяют 600 комнатных растений. Но вряд ли кому-нибудь из нас под силу содержать в комнате 600 комнатных цветов. Так что удушье растениеводам – любителям не грозит. А вот то, что растения, кроме выделения кислорода, еще и способны поглощать из воздуха вредные вещества – факт, подтвержденный научными исследованиями.
    Бытует мнение, что кактус, растущий рядом с компьютером, поглощает вредное излучение, но в серьезной литературе описание таких опытов не существует. Скорее всего, это мифы  бытового происхождения. Но если кому-то становится спокойнее на душе от того, что рядом с его компьютером растет кактус, это уже не мало. Ведь комнатные растения  призваны играть в нашей жизни психотерапевтическую роль. Когда же говорят о поглощении растениями вредных веществ, в первую очередь имеют в виду произведенные бензолы. Из распространенных и хорошо известных комнатных растений такими свойствами обладают, например, сциндапсус (в быту его называют «плющом»), фикусф, хлорофитум. Очищающие свойства этих растений установлены в результате биохимических экспериментов. Хлорофитум прошел даже космические испытания. Космонавты брали его с собой в полет. Есть растения – в основном с сильным запахом, - выделяющие особые летучие вещества – фитонциды. Фитонциды убивают микробов в воздухе и способствуют оздоровлению микроклимата в помещении. Монстеры, пеларгонии (герани), бегонии, те же фикусы – все обладают фитонцидными свойствами. И это тоже доказано физиологами. Фитонцидоносы, например, герань, может к тому же воздействовать на психику человека. То, что некоторые  растения благотворно влияют на состояние здоровья человека благодаря фитонцидам, тоже доказано. Они регулируют частоту сердечных сокращений, облегчают головную боль, способствуют нормализации давления.
    Существует легенда о сыне индийского раджи, заболевшего какой-то неведомой психической болезнью. Не один лекарь не мог его вылечить до тех пор, пока не появился в том государстве заезжий врачеватель. Он взялся помочь бедному юноше; велел затемнить одну из комнат дворца и принести туда множество горшков с цветущей геранью. Юноша прожил в этой комнате несколько дней и освободился от недуга. Это, конечно, легенда, но не безосновательная – герань действительно сильный фитонцидонос, и ее лекарственные свойства известны. В том числе  и ее способность благотворно воздействовать  на психику человека, успокаивать. Однако, не следует преувеличивать возможного терапевтического эффекта. Ведь действие растения на человека очень индивидуально. Расслабляющее и успокаивающее действие на человека оказывает и уход за комнатными растениями. Это своеобразный отдых, снимающий повседневный стресс городской жизни.
    Иногда человек привязывается к комнатным растениям, как к близким людям. Но иногда человек и растение не могут найти общего языка. Часто можно услышать : «Эти растения меня не любят и плохо у меня растут». И в самом деле, растения могут реагировать на отрицательное воздействие. Когда Александр Македонский вел своих воинов через пустыню, он приказал им вырывать с корнем и брать с собой кустики алоэ. Их они использовали для обработки ран и лечения кишечных заболеваний. Лекарственное свойство растение алоэ приобрело в результате «варварского» обращения. Под угрозой гибели организм растения вырабатывал защитные вещества, убивающие микробов. Живое, здоровое растение такими свойствами не обладает. Если сорвать листик и попытаться использовать его в качестве лекарства, желаемого, результата может и не быть. С другой стороны растения способны реагировать друг на друга. С одними свойствами собратьями они уживаются, а соседство других не выносят. Яркий пример тому – роза. Мы никогда не поставим ее в вазу с другими цветами, потому что она тут же завянет.
    В детском саду мы учим детей с младшего возраста ухаживать за комнатными растениями. В чем же  мы видим педагогический смысл в этом процессе? Ведь известно, что детей растения мало волнуют, т.к. они неподвижны, беззвучны, не проявляют никаких эмоций. Да в том, что комнатные растения  - это первые живые существа, кроме членов семьи, с которыми сталкивается ребенок в свои первые годы. Пусть они тихи ибезмолвны, но они могут отвечать на заботу о них тем, что когда их поливают, рыхлят. Ухаживают за ними, они цветут и растут, радуют глаз и душу. Если обращать внимание ребенка на изменения, происходящие с растением, то это ему будет интересно. А появление цветка или плода – это всегда радость для малыша. Кроме того, сажать, возится с землей, все дети очень любят. Кроме всего прочего, растения - пришельцы из разных уголков Земли. Рассказывая детям о их Родине, о правилах ухода за ними, мы пополняем знания детей, расширяем их кругозор.
    В каждой группе детского сада есть уголок с комнатными растениями. Не секрет, что проверяющие детские сады люди часто спрашивают, сколько комнатных растений дети знают. Но с точки зрения экологического воспитания не столь важно помнить названия комнатных растений. Гораздо важнее показать ребенку, как разнообразны комнатные растения, как приспособлены к среде обитания, научить видеть их красоту, сформировать понимание зависимости жизни растений от действий человека, в том числе и ребенка. Этим надо заниматься совместно.