Роль зрения в полноценном  развитии ребенка велика. Это обусловлено  прежде всего с тем, что, как известно, больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. С самого рождения ребенка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Нарушение зрения или полная слепота значительно ограничивают возможности познания ребенком окружающего мира, осложняет его  психическое  и физическое развитие.

        Несомненно, что ребенок с патологией зрения нуждается в эмоциональной поддержке своих родителей в гораздо большей степени, чем нормально развивающийся ребенок.

Задача  родителей – помочь ребенку стать полноценным  членом общества. Нужно  научить его быть активным и самостоятельным, владеть необходимыми для успешной бытовой, учебной и  трудовой деятельности знаниями, умениями и навыками. Для того, чтобы  оказать своему ребенку необходимую ему психологическую  и педагогическую помощь, родителям необходимо познакомиться с особенностями развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения. Родители должны  знать, какие проблемы в развитии ребенка возникают при патологии зрения и какие условия необходимы для их решения.

Естественно, что родителей интересует вопрос, как  и в каком возрасте можно узнать, что у их ребенка нарушено или отсутствует зрение?

Некоторые врожденные заболевания глаз могут быть установлены в первые дни жизни ребенка, еще в роддоме, и об этом сообщают родителям. Но бывает и так, что родители узнают о наличии у своего ребенка зрительной патологии, когда ему уже год-два, а то и более. Между тем, чем раньше это будет выявлено и будут созданы максимально благоприятные условия для воспитания и обучения, тем меньше возникнет проблем в его развитии и тем больше возможностей для полноценного развития ребенка.

Если у ребенка нарушено или отсутствует зрение, родители могут заметить это в первые месяцы его жизни. Так, если к концу 1-го месяца жизни малыш не реагирует на яркий свет (не жмурится); в 2-3-и месяца не фиксирует взгляд на игрушках, на лицах матери, бабушки (или других людей, которые постоянно находятся рядом с ним); в 3-4-и месяца не смотрит внимательно на склонившегося над ним взрослого (или того, кто держит его на руках),  не разглядывает свои руки и игрушки, не прослеживает движущиеся предметы, не тянется за предметом, не реагирует (движениями, гулением, улыбкой) на увиденное (яркие игрушки,  предметы, знакомые лица); в 4-6 месяцев не обращает внимания на удаленные предметы, не хватает руками игрушки, предметы, не реагирует на цвет окружающих предметов; в 7-10 месяцев не пытается захватывать кончиками пальцев мелкие предметы (например, крошки хлеба),  двигаться (ползти, идти) в сторону ярких игрушек, каких-то предметов, близких людей, находящихся в поле его зрения; в 1-2 года не узнает на расстоянии знакомых людей, не интересуется рассматриванием книжек, картинок; в 3-4 года не узнает игрушки, предметы ближайшего окружения, картинки (вблизи и на расстоянии), при рассматривании приближает игрушки, предметы, картинки очень близко к глазам – необходимо проверить состояние зрения ребенка.

Нередко родители ребенка, имеющего патологию зрения, решают, следует ли отдавать его в детский сад? Родители должны знать, что ребенок с нарушением зрения, особенно имеющий глубокую зрительную патологию, сопровождающуюся большой потерей зрения или полной слепотой, нуждается в специально организованных условиях воспитания (определенный двигательный режим, соблюдение норм освещенности помещений, обеспечение необходимым дидактическим и игровым материалом)  и обучения (система специальных коррекционных и общеобразовательных занятий с ним учителей-дефектологов (тифлопедагога, логопеда), психолога, и общеобразовательных занятий, проводимых с детьми воспитателями).  Необходимо также систематическое  наблюдение за  состоянием зрения ребенка, назначение курса лечения зрительного заболевания. Все это ребенок с нарушением зрения получает в специализированном детском саду.

К моменту поступления в школу ребенок, посещавший такой детский сад, умеет рационально пользоваться своим нарушенным (или остаточным) зрением, владеет необходимыми ему навыками в самообслуживании, различными специальными (компенсаторными) приемами познания окружающего мира и предметно-практической деятельности с помощью сохранных анализаторов (осязания, слуха, двигательно-тактильной чувствительности и т.д.). И, что особенно важно, ребенок приобретает опыт общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми  (чего он часто бывает лишен в условиях семейного воспитания). Это позволяет ему быть активными и самостоятельными в быту, в играх, на занятиях, облегчает его адаптацию к условиям школьного обучения. Все вышесказанное  объясняет, почему желательно, чтобы  ребенок с нарушением зрения  посещал специализированный детский сад.

Кроме того, родители должны знать, что у большинства детей с диагнозами косоглазие и амблиопия в результате проведенного в детском саду лечения функции зрения восстанавливаются и дети поступают в массовую школу. Дети же с глубокой зрительной патологией поступают в школу для слепых и слабовидящих, имея необходимую для этого подготовку.

Очень важно правильно организовать жизнь ребенка с патологией зрения в семье.  Необходимо тщательно продумать, как сделать так, чтобы невидящему или плохо видящему малышу было удобно, спокойно, безопасно в своем доме.  Оптимальные условия внешней среды снижают утомляемость ребенка. Особое значение для ребенка с низким зрением имеет рациональное освещение. Лучшим видом освещения считается дневной свет. В помещении, где постоянно находится ребенок с нарушением зрения, использование дневного света должно быть максимальным. Он наиболее благоприятен для зрения. Большое значение  также имеет правильный выбор родителями мебели и ее комфортное для ребенка расположение. По возможности следует приобретать мебель с закругленными углами, либо закрывать их и другие выступы толстой мягкой тканью. Вся мебель должна быть расставлена в квартире, в комнате ребенка максимально удобно для него. Постарайтесь расставить мебель так, чтобы оставалось как можно больше свободного места, позволяющего ребенку самостоятельно и без страха передвигаться и ориентироваться. Стол ребенка ставится около окна так, чтобы свет падал слева. Дополнительное освещение (настольная лампа) тоже располагается слева. Свет от нее должен падать на поверхность стола, а не светить ребенку в глаза. Для ребенка с остаточным зрением или слабовидящего, которые при рисовании, рассматривании картинок низко наклоняются, лучше использовать светильники на гибких подставках. Это позволяет изменять высоту  источника света с учетом удобства для ребенка. Нужна  также подставка для рассматривания  картинок. Родители должны знать, что при некоторых заболеваниях органа зрения яркий свет, напротив, противопоказан. Рекомендации  по поводу необходимого для их ребенка уровня освещенности помещений родители могут получить от врача-офтальмолога (окулиста).

Полированную  поверхность стола рекомендуется закрыть листом зеленой матовой бумаги. Не стоит класть на поверхность стола лист стекла, как это иногда делают. Возникающие блики затрудняют зрительное восприятие ребенка, отвлекают его. С подоконника надо убрать все предметы, мешающие  прохождению света (аквариума, горшков  с большими комнатными цветами, стопки книг, игрушки  и др.). Не рекомендуется закрывать окна темными, плотными занавесками. Чтобы устранить слепящее воздействие света в солнечные дни, следует занавесить окна светлыми шторами (или жалюзи), расположенными по бокам оконных проемов.  Необходимо следить за чистотой стекол в окнах, т.к. запыленные стекла задерживают проникновение световых лучей, снижая уровень освещенности до 40%.

Большое значение для зрительного комфорта ребенка с нарушением зрения имеет и окрашенность стен, и цвет мебели, и внутреннее оформление  помещения, в котором  находится ребенок. Так, для лучшего отражения света стены следует окрашивать в светлые тона, мебель предпочтительна  цвета натурального дерева и не полированная.

 Не следует развешивать на стенах слишком яркие, пестрые картины,  репродукции, с большим количеством изображенных объектов, множество разных безделушек, украшений.  Это затрудняет узнавание ребенком этих предметов, перегружает его зрительное восприятие. Украшением стен могут служить картины, репродукции хорошего исполнения, с четко выписанными и легко зрительно воспринимаемыми изображениями, яркие, красивые и также легко узнаваемые безделушки (например, фигурки животных). Причем, если в семье незрячий ребенок или имеющий очень низкое (остаточное зрение), необходимо украсить помещение легко осязательно воспринимаемыми   предметами, а также рельефными изображениями, которые доступны осязательному восприятию и осмыслению старших дошкольников. Расположить их следует на доступной для ребенка высоте (на стенах, полках).  

Следует позаботиться о том, чтобы  ребенок с  патологией зрения не замечал, что его как-то выделяют среди других детей в семье. Например, родители говорят своему нормально развивающемуся (зрячему) ребенку: «Уступи брату, ведь он несчастный, слепой», «Отдай игрушку (или что-то вкусное) своему слепому брату. Он и так обижен судьбой», «Убери вещи своей сестры на место, она не может этого сделать, так как плохо видит» и т.п. Подобное поведение родителей, как правило, способствует появлению у нормально видящих детей неприязненного отношения к своим слепым или слабовидящим братьям и сестрам, ревности, обиды на родителей за несправедливое отношение к ним. Все это приводит к ссорам между детьми, непослушанию, капризам детей. Да и для ребенка с нарушением зрения такое щадящее отношение родителей, их чрезмерная опека  не полезны, т.к. он привыкает, что все в семье заботятся о нем, начинает принимать это как должное, становится, чрезмерно требовательным, эгоистичным.

Задача родителей - научить своих детей сотрудничать, вместе выполнять какие-то поручения по дому, вместе играть, гулять. Конечно, это сложная задача, т.к. нормально развивающемуся ребенку приходится быть очень терпеливым и внимательным к своему слепому или слабовидящему брату (сестре). Родители должны суметь объяснять зрячему ребенку бытовые трудности слепого или плохо видящего ребенка, проблемы, возникающие в его общении с окружающими, воспитывать желание и умение помогать, учить его тому, что умеет сам. Следует сформировать у здоровых детей понимание того, что они являются помощниками своих родителей в воспитании незрячего (слабовидящего) брата или сестры.

Необходимо четко представлять себе, какие требования можно предъявлять ребенку с нарушением зрения.  Очень важно правильное отношение родителей к своему ребенку, понимание его реальных возможностей.  Следует  знать, что низкое зрение (или его отсутствие) делают маленького ребенка   нерешительным, неуверенным в себе. Поэтому необходима поддержка родителями  действий ребенка поощрительными, ласковыми словами, положительная оценка того, что он делает: «Какой ты молодец, быстро разделся!», «Как красиво ты поставил игрушки!», «Ты аккуратно ешь, молодец!», «Молодей, ты убрала все свои вещи на место!» и т.п. Это поможет ребенку успешно сделать то, что вы от него требуете и поддержит его желание самостоятельно выполнять различные действия.

Родители должны также понимать, что ребенок с нарушением зрения иногда не выполняет их требования не потому,  что он капризничает или ленится, а  в силу того, что не умеет пользоваться своим низким зрением,  или из-за того, что  у него плохо  развита мелкая моторика, общая координация движений или из-за неумения внимательно слушать и осмысливать то, что говорят взрослые. Всему этому ребенка надо учить специально, быть при этом терпеливыми и не раздражаться из-за его медлительности.  Необходимо направлять действия ребенка, помогая ему такими, например, инструкциями: «Слушай внимательно, что я тебе скажу!», «Посмотри на этот предмет внимательно!», «Следи внимательно за тем, что я буду делать!» и т.д.

Следует предлагать ребенку делать только то, что он в данный  момент (на данном этапе своего развития) в состоянии выполнить, постепенно  усложняя даваемые    поручения.  Необходимо учитывать и то, что ребенок с нарушением зрения может быть физически ослаблен и из-за этого не справиться с поставленной перед ним задачей.  В то же время, нельзя   занижать возможности ребенка, ограничивать его деятельность только самыми легкими действиями

Ошибаются родители, которые думают, что слепой или слабовидящий ребенок не в состоянии овладеть теми же знаниями, умениями и навыками, что и нормально развивающиеся дети. Это не так. Ребенок, имеющий патологию зрения, может достигнуть такого же уровня развития, как и его видящий сверстник, но для этого потребуется больше времени и постоянная помощь взрослых. Слепой или слабовидящий ребенок значительно позже, чем нормально развивающийся,  становится самостоятельным.  Но  сформированные у него родителями навыки самостоятельной деятельности в разных видах домашнего труда, в общении с близкими людьми -  составят прочную основу его успешности в дальнейшей жизни.